14 мая мы представили результаты Большого Зарплатного Опроса геймдева 2021. Презентация прошла на DevGAMM Spring. А теперь информация доступна всем желающим в нашем медиа.
В этом году мы подробно изучили, как пандемия отразилась на гонорарах в игровой индустрии. Какие специалисты стали более востребованы с переходом на удаленку. Насколько в профессиональной среде выросла готовность к релокейту.
Большой Зарплатный Опрос – это совместный проект портала InGame Job и рекрутинговой компании Values Value. Данное исследование проводится ежегодно. И в 2021-ом оно состоялось уже в пятый раз.
КАК ЧИТАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ И ГРАФИКИ
N – количество анкет.
N, % – процент от общего количества анкет в выборке.
Q1 – первый квартиль зарплат в долларах США.
Median – медианное значение зарплат в долларах США.
Q3 – третий квартиль значения зарплат в долларах США.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Опрос проводился около двух месяцев: с 24 февраля по 1 мая 2021 года. Анкеты заполнялись анонимно через Google-форму.
Как и раньше, не обошлось без маленьких рекордов. В исследовании поучаствовало на 11,5% больше респондентов, чем годом ранее – 2413 специалистов.
Это представители геймдева в возрасте от 18 до 58 лет. Медиана возраста составила 29 лет.
Большая часть опрошенных (86%) это специалисты уровня Middle и выше.
При этом 56,1% респондентов работают в геймдеве более 3-х лет.
Самую высокую активность в исследовании проявили Художники (634 анкеты), Геймдизайнеры (419 анкет), Программисты (354 анкеты) и Топ-менеджеры (243 анкеты).
Больше половины всех ответов из России (56,2%), ещё 27,7% – из Украины и 10,2% – из Беларуси.
61% респондентов работают удаленно и только 15% продолжают работать в офисе. В начале 2020 года на удаленке работало лишь 18%, а в офисе – 59%.
МЕДИАНА ЗАРПЛАТ ПО СТРАНАМ
Медианы зарплат выросли как в России (+12%), так и в Украине (+6.3%). Кроме того, глобальный переход на удаленку положительно сказался на медиане зарплат в регионах, которая выросла на 20%. Заметное снижение медианы произошло в Беларуси (-16.7%). Вероятнее всего, это связано с оттоком квалифицированных кадров из страны.
При этом медиана зарплат респондентов работающих на компании из Беларуси осталась на уровне с прошлым годом и составила $1700. Это выше гонораров в России и Украине.
МЕДИАНА ЗАРПЛАТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Соотношение мужчин и женщин в индустрии за прошедший год существенно не изменилось. Мужчин по-прежнему больше – 67%. Женщин – 32%.
Медиана зарплат у мужчин выросла на $100. У женщин осталась на прежнем уровне.
Самая значительная разница в медиане зарплат между мужчинами и женщинами наблюдается в Беларуси – $700. В России разница меньше – $420. В Украине – $400.
Разница медиан зарплат мужчин и женщин растет параллельно уровню специалиста.
Если у Middle разница составляет $100, то у Senior – $300, а на уровне Expert/C-level разница уже почти $600.
МЕДИАНА ЗАРПЛАТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА И УРОВНЯ СПЕЦИАЛИСТА
За 2021 год медианы зарплат выросли у C-level (+6,7%), Senior (+7,7%) и Middle-специалистов (+5,4%).
Ожидаемо растет медиана зарплат и с увеличением стажа сотрудников.
МЕДИАНА ЗАРПЛАТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА И ШТАТА КОМПАНИИ
За прошедший год ощутимо просели медианы зарплат в издательских компаниях (-18,3%). Продуктовые компании, работающие с издателем также просели на 1,8%.
А вот медианы зарплат в аутсорсинговых компаниях наоборот выросли (+8,3%). Как и в компаниях полного цикла (+6,5%).
Карантин негативно сказался на медиане зарплат в крупных компаниях со штатом от 251 сотрудника и выше.
МЕДИАНА ЗАРПЛАТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИГРОВЫХ ЖАНРОВ И ПЛАТФОРМ
Мы впервые опросили всех респондентов, с какими жанрами и платформами они работают. Ранее этот вопрос задавали только арт- и геймдизайн-специалистам.
Самая высокая медиана зарплат ожидаемо оказалась у специалистов в жанрах казино, слоты и gambling. Затем идут спортивные симуляторы и шутеры, стратегии и MMO.
Чем хардкорнее аудитория проекта, тем выше медиана зарплат у разработчиков.
Самая высокая медиана остается у разработчиков на консолях, Web и PC.
Основная масса респондентов (65%) создает мобильные игры для сторов Apple и Google. Лишь 10% разрабатывают игры для социальных сетей.
БОНУСЫ
Годовые премии есть только у 23% респондентов, а оплата овертаймов лишь у 13%
За период карантина значительно возрос процент сотрудников, получающих «белую» зарплату.
При этом ожидаемо просели такие бонусы как «Выездные корпоративы», «Частичная компенсация питания в офисах» и «Участие в конференциях».
Все чаще компании вкладываются во внутреннее обучение. А также выделяют больший бюджет на подарки сотрудникам.
ОВЕРТАЙМЫ
63% опрошенных нормально относятся к оправданным овертаймам. Это на 10% меньше чем, в 2020 году (было 73%).
Уменьшился процент сотрудников, перерабатывающих каждый день и на выходных: с 18% до 13% по сравнению с 2020 годом. Но если брать картину в целом, то больше четверти респондентов овертаймят чаще 2-х раз в неделю.
Медиана зарплат Middle-специалистов, которые перерабатывают каждый день или на выходных, составила $1000, а медиана тех, кто никогда не овертаймит – $1300.
СМЕНА РАБОТЫ
Довольно много специалистов ещё ни разу не меняли работодателя (37,5%). Предпочитают переходить в новую компанию каждые 1-3 года 40,3%. Лишь немногие работают на одном месте более 5 или 10 лет (5,5%).
В поиске работы или в процессе ее смены (10 по шкале в опросе) находятся 10% респондентов. 15% с высокой вероятностью сменят работу в ближайшее время. 33% готовы рассмотреть предложения от других компаний.
Основной причиной смены работы по-прежнему остается желание получать больше (53%).
Также важными факторами являются: желание развиваться (44%), желание работать с более интересным проектом (37%), желание карьерного роста (29%).
Только 8% опрошенных назвали причиной высокую нагрузку и овертаймы. Это еще раз подтверждает отношение геймдев специалистов к переработкам, как к особенности индустрии.
ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ ПОИСКА РАБОТЫ
- На первом месте остаются job-порталы и отклик на «открытые вакансии» – 29%,
- На втором месте поиск работы через знакомых – 28%
- На третьем месте хантинг и активный рекрутинг со стороны компаний и кадровых агентств – 24%
СМЕНА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Желание сменить специализацию есть у 18% опрошенных. Больше всего их привлекает сфера продюсирования и управления проектами (25%). В прошлом году на первом месте был арт.
КУРСЫ
45% всех опрошенных проходили образовательные курсы. Еще 24% планируют это сделать.
РЕЛОКЕЙТ
Потенциально больше 60% респондентов из Беларуси готовы к релокейту, еще 8% находятся в процессе переезда. 4% уже на новом месте.
Высокий показатель готовности к переезду наблюдается и в других странах: 55% в России и 44% в Украине.
Основным желаемым направлением для релокации неизменно остаются Европа и США.
ЗАРПЛАТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
АРТ
2D и 3D-художники имеют практически одинаковую медиану, но верхняя граница зарплатной вилки у 3D-художников выше на $350 чем у специалистов по 2D графике.
У Middle специалиста медиана зарплаты составляет около $1200,
У Senior на $800 больше – $2000
А Expert/C-level получают на $1000 больше, чем Senior.
Лидирующими странами по показателям медианы зарплат художников стали Европа и Израиль. При этом медиана зарплат художников в Украине и России выросла на $100.
РАЗРАБОТЧИКИ
Самые высокие зарплаты у разработчиков движка и серверных приложений. Самая низкая медиана в сфере Gameplay Scripter.
В отличие от других специальностей, у разработчиков наблюдается самый заметный разрыв в медианах зарплат между Middle и Senior-специалистами ($1400).
У разработчиков на популярных движках медиана зарплаты стабильно ниже, чем у тех, кто работает с более уникальными инструментами. Причина – дефицит подобных кадров.
Наибольшее количество девелоперов, поучаствовавших в опросе, работают на С#/ .Net и C++.
ГЕЙМДИЗАЙН
За прошедший год медианные зарплаты геймдизайнеров выросли на 12%: с $1200 до $1340.
Виден равномерный рост медианы заработной платы в зависимости от роста квалификации.
Медианы зарплат в Украине и в России выросли на $100 и почти $200 долларов соответственно. А лидерами ожидаемо стали компании Кипра и Северной Америки.
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ
Несмотря на то, что пандемия и переход на новые форматы работы существенно ударили по зарплатам Топ-менеджмента, их медиана все равно остается одной из самых высоких в индустрии.
МЕНЕДЖМЕНТ ПРОЕКТОВ
Медиана зарплат менеджеров в Украине и России выросла по сравнению с предыдущим годом на $400 и $100 соответственно.
Медиана зарплат респондентов, проживающих в Беларуси, значительно упала (более чем на $1000). Впрочем, это может быть связано с маленькой выборкой: ответило всего 13 человек.
МАРКЕТИНГ
Самые высокие зарплаты по данному направлению у специалистов по привлечению пользователей.
Большая разница наблюдается между медианами зарплат C-Level и Senior-специалистами ($1450).
ТЕСТИРОВАНИЕ/QA
АНАЛИТИКА
ВЫВОДЫ
- Из-за глобального перехода на удаленную форму работы компании стали более открыты для специалистов, что привело к росту медианы зарплат в регионах.
- Отток высококвалифицированных кадров из Беларуси ощутимо повлиял на медиану зарплат по стране (-16,7%). При этом медиана в белорусских компаниях осталась на прежнем уровне (1700$).
- Тем не менее зарплаты по индустрии в России все еще уступают Беларуси и Украине, что отчасти обусловлено большим рынком кадров и отсутствию привязки зарплат к доллару.
- Высокая готовность специалистов к релокации в совокупности с удаленным форматом работы усилили рост конкуренции на международном рынке труда игровой индустрии.
- Отчетливая тенденция на повышение квалификации и самообразование в индустрии: 75% Middle специалистов уже проходили или планируют пройти обучение в ближайшее время.
Визуализация результатов Большого Зарплатного Опроса геймдева 2021 доступна на портале InGame Job.
Большой отчет по исследованию будет опубликован в начале июня.
А почему данные в это докладе отличаются от приведённых тут: https://ingamejob.com/ru/salaries ?
Т.е. там много где различается число респондентов и как следствие данные по ЗП.
Например, в данном отчёте указано 10 CEO и медианная зарплата 3650, а в моей ссылке (которая вроде как ссылается на сайт ingamejob с данными по этому же опросу) указано уже 7 респондентов и медианная зарплата 2000.
Если сравнить, то можно заметить, что таких отклонений много, примем в обе стороны. Кого-то больше в одном месте, кого-то в другом.
Откуда такое расхождение в отчётах по одному и тому же опросу?
Различие из-за того, что на платформе InGame Job данные только по Украине, России и Беларуси. А в статье графики построены на основании данных респондентов со всех стран принимавших участие в опросе.
Очень печально выглядит картина по проектам в рамках СНГ, ещё печальнее выглядит только уровень зарплат.
Во время пандемии, при переводе на удаленную форму работы, где затраты на сотрудника упали минимум вдвое(аренда офиса, техника, обслуживание), зарплата при этом осталась на том же уровне.
Если наложить на это экономическую ситуацию, которая показывает дикую просадку, как по качеству и количеству так и прогрессивно растущую стоимость товаров и услуг, не говоря про технику(чипы, видеокарты, ссд и оперативная память), то в целом получается что индустрия “обеднела” минимум вдвое.
При этом, находясь в рамках индустрии замечаю, что качество кадров постоянно падает. Я начинаю всё чаще встречать людей на лид и синьор позициях, которые с трудом попадают лицом в клавиатуру, мидлы вообще профнепригодны.
Забавно, особенно забавно, что в статье “всё хорошо”. 75% мидл специалистов учатся прямо во время работы, т.к. не понимают, чем вообще занимаются. А если глянуть на эти курсы и тех, кто их ведёт/составляет, то вообще туши свет.
Игровая индустрия, спи спокойно, rest in peace.