Каким школам доверяют и почему доступ к образованию является важным бонусом к зарплате?
Дискуссии на тему образования в геймдеве всегда эмоционально окрашены и вовлекают много представителей индустрии, имеющих очень разное отношение к этому процессу.
- То новенький выпусник гейм-дизайна ВШЭ опубликует тред в твиттере о том, как это больно — учиться этой профессии за целый миллион рублей — и соберёт почти пять тысяч лайков.
- То Слава Лукьяненка, Senior Producer в CD PROJEKT RED, напишет в фейсбуке «пост изумления и негодования» о том, что у выпускников многих курсов потухшие глаза. Вместе с ним в комментариях (146 штук!) будут исследовать гипотезы о том, «почему всё так плохо», другие профессионалы индустрии.
- То Максим Фомичёв в очередной раз инициирует беседу про это наше самое больное в рамках подкаста «Жиза ГД». И бывший директор Scream School Ярополк Раш, устав классифицировать учебные заведения, в конце концов скажет, как это сложно, на самом деле, — организовывать образовательные процессы. И Максим добавит: «Дело в преподавателях!» Все вздохнут и скажут, что выпускников курсов нанимать в джуны как-то и не хочется. И тут соведущий Макса Борис Бурангулов вспомнит, что когда-то он сам хотел попасть в индустрию и проходил разные курсы, и чем тогда он отличается от нынешних выпускников.
Мы сами этой темой горячо интересуемся. Ежемесячно отслеживаем все курсы и образовательные ивенты и опрашиваем специалистов: учились? а где учились? а можете порекомендовать этот курс коллегам? а будете учиться ещё?
В этом материале мы поделимся с вами данными о том, как и где обучаются специалисты геймдева, и как возможность повышать квалификацию за счёт работодателя повышает ценность компаний.
Кто учится или планирует учиться
Большой Зарплатный Опрос геймдева 2021 года показал, что 45% респондентов проходили образовательные курсы и 24% еще планируют это сделать.
Если смотреть разбивку по направлениям деятельности, то самыми вовлечёнными в процесс обучения являются гейм-дизайнеры, аналитики, маркетологи, арт-специалисты, агенты саппорта и комьюнити-менеджеры. Менее лояльны к образованию в геймдеве, судя по опросу, разработчики и специалисты по локализации.
Разумеется, самый большой процент вовлечённых в образовательные процессы специалистов — среди джунов.
Посмотрим на специалистов уровня middle в целом. Очень лояльная к обучению группа!
Кому интересно про сеньоров — эти ребята тоже учатся и планируют продолжать это делать, таких 38,04%.
Зарплаты и желание учиться
Нам стало интересно, как отражается вовлечённость в процессы образования на зарплатах.
В качестве контрольной группы мы выбрали художников уровня middle и посмотрели на их медианные зарплаты в зависимости от ответа на вопрос «Обучались ли вы на курсах геймдева в течение последнего года?» Медианные зарплаты на графике показаны в долларах.
С одной стороны, не проходили обучение за последний год и не планируют этого делать те, кто зарабатывает больше всех. Возможно, они ещё прежде освоили необходимые для карьерного роста знания.
С другой стороны, что за негативный опыт с курсами имели художники с самой низкой медианной зарплатой и почему они больше не хотят учиться? Возможно, мы являемся с вами свидетелями проявления синдрома Даннинга-Крюгера.
Для сравнения давайте посмотрим те же данные, но по аналитикам уровня middle. Картина повторяется.
Джуны (их мы посмотрели в общей группе) ведут себя иначе. Самые хорошо зарабатывающие начинающие специалисты считают, что к обучению они уже не вернутся.
А вот тем, кто не проходил курсы и не собирается этого делать, будет любопытно узнать, что они зарабатывают меньше тех, кто всё-таки добрался до обучения и/или понимает его важность.
Какие школы рекомендуют специалисты
Больше других любимы индустрией такие образовательные площадки, как devtodev, XYZ и Smirnov School.
Курсы devtodev являются бесплатными уже второй год и предлагают новичкам и специалистам уровня middle лекции на темы аналитики, гейм-дизайна, маркетинга и менеджмента. Лекторами являются практики индустрии, которые скорее делятся своим опытом, чем наставляют учеников, «как надо».
На нашей образовательной платформе тридцать тысяч пользователей. Пять с половиной тысяч из них — выпускники курсов. Это не только новички индустрии. Миддлы и сеньоры тоже проходят курсы, смотрят отдельно интересующие их лекции.
Затишье с выходом новых курсов в последние месяцы связано с тем, что мы готовим мощный релиз. Но сразу оговорюсь: инновации на образовательной платформе не изменят ее формат — курсы останутся бесплатными. Мы планируем большое обновление как в техническом плане, так и в плане образовательных материалов. Продолжаем держать фокус на качестве контента.
В школе XYZ учат создавать 3D-графику и концепты, придумывать персонажей и программировать. Преподаватели — действующие профессионалы индустрии, они работают, в том числе, в Blizzard, People Can Fly и CD PROJEKT RED.
Если учитывать студентов наших бесплатных курсов, то количество пользователей в сумме перевалило за 140 тысяч. Прямо сейчас на наших платных курсах обучаются несколько тысяч человек.
Примерно половина наших выпускников, принявших участие в опросе, устроились на работу в Trace Studio, Saber Interactive, Digital Forms, Gaijin, Playrix, Ubisoft, RJ Games и другие студии. Мы действительно получаем отзывы и от студентов, и от работодателей, которые отмечают ценность навыков, полученных благодаря нашим курсам. Их кстати можно прочитать на сайте нашего карьерного центра.
Smirnov School — это школа цифровой графики, концепт-арта и анимации, которая предлагает как базовые курсы для начинающих, так и продвинутые программы. Особенностью образовательного процесса является то, что ученика на всем протяжении обучения сопровождает ментор.
Всего наши курсы прошли где-то десять тысяч человек, но мы не гонимся за цифрами. Для нас на первом месте — качество обучения, группы у нас исторически маленькие, потому что преподаватель должен иметь возможность заниматься индивидуально с каждым учащимся.
Мы не продаем студентам фейковую мечту. Мы учим их тому, чем им придётся заниматься потом на рынке СНГ. Нам важно дать новичкам релевантные знания, логично подвести к порогу индустрии так, чтобы все их надежды оправдались.
Миддлы приходят к нам для повышения квалификации. Компании всё чаще отправляют на наши курсы своих художников разного уровня. И делают они это даже не потому, что их художники чего-то не умеют, а из желания заботиться о команде
Доступ к обучению как важный бонус к зарплате
Большой Зарплатный Опрос геймдева показал, что в 2021 году компании стали больше вкладываться в обучение своих сотрудников, организуя внутреннее обучение и оплачивая внешние курсы.
25% респондентов отметили, что их работодатель оплачивает сотрудникам внешнее профильное обучение. 21% респондентов указали, что в компании организовано внутреннее обучение. Для многих специалистов такие бонусы являются очень важными и повышают ценность компании.
Корпоративные мероприятия — это не всегда буйные выезды на природу с цыганами и медведем, особенно сейчас в период масок и социального дистанцирования. Компании, которые заботятся о своих сотрудниках, сумели организовать классные онлайн-ивенты, часто они носят образовательный характер.
Для стимулирования обучения и обмена опытом у нас в MYTONA проходят разные мероприятия.
“MYTONA Meetings” — большие собрания по направлениям, напоминающие мини-конференции. “Art workout” — еженедельные занятия любимым делом для художников и всех, кто связан с CG-искусством. “MYTONA Talks” — выступления наших ребят для команды с докладами на профессиональные темы. “Пятничные часы” — еженедельные собрания по направлениям на разные актуальные темы.
Такие мероприятия выполняют несколько задач — от командообразования и обмена опытом до повышения навыка публичных выступлений.
Конечно, студентов, которые пришли учиться по собственной инициативе больше, чем тех, кто пришел по инициативе работодателя. Хотя в последнее время ситуация начинает меняться. Становится всё больше компаний, заинтересованных в повышении квалификации своих сотрудников. На данный момент с нами работают 93 компании, среди них Mail.ru Group, 101xp, MYTONA, Сбер Университет, Playgendary, Crazy Panda, CarX Technologies, Plarium.
Опрос, который мы провели среди подписчиков нашего телеграм-канала, показал, что чаще всего инициатива обучаться на каком-либо курсе исходит от самого сотрудника: компания уведомляет, что у него есть на это право и возможность компенсировать расходы. В редких случаях компания в лице лида или HR-менеджера может формировать образовательное меню и рекомендовать сотруднику конкретные курсы. Увы, 40% опрошенных лишь мечтают о работе в компании, которая стала бы вкладываться в развитие и обучение сотрудников.
Очень круто, когда у компании есть ресурсы организовывать собственное обучение среди сотрудников. Это сплачивает коллектив и помогает развивать у сотрудников актуальные для проекта скиллы.
В MYTONA реализована программа обучения через внешние и внутренние курсы. Внутренние курсы разрабатывают наши майтоновцы, эксперты в своем направлении. Они не только делятся опытом, но и развиваются сами благодаря обратной связи от слушателей. Среди курсов ребятам доступны такие темы: “Геймдизайн — о создании формы и содержания игрового процесса”, “Spine — создание двухмерной анимации”, “Оптимизация кода в C#”, курсы по английскому языку и многое другое. Кроме внутреннего обучения, майтоновцы могут еще пройти бесплатное обучение на внешних курсах. Записаться на них может любой майтоновец (после первых трех адаптационных месяцев у новичков). Также к внешнему обучению относятся конференции, лекции, мастер-классы от экспертов индустрии.
Выводы
- Различные курсы в геймдеве проходят специалисты всех уровней. Даже сеньоры.
- Иметь доступ к образованию для специалистов является большим бонусом. Ценность работодателя в глазах сотрудников вырастает, когда работодатель компенсирует обучение.
- Ко многим курсам и школам у экспертов индустрии по-прежнему есть вопросы. Спрос велик, качество преподавания в среднем оставляет желать лучшего, а цены на курсы растут. Лучшим решением для рынка, возможно, является организация внутренних корпоративных программ повышения квалификации и стажировок.
- Образовательные площадки/курсы, которые рекомендуют чаще других (на момент проведения Большого Зарплатного опроса, март-апрель 2021): devtodev, XYZ, Smirnov School, Go Practice, Skills UP.
Желаем вам удачи в образовательных делах. И тем, кто учит, и тем, кто учится!
Я думаю мидлы, которые не проходили и не планируют проходить курсы и при этом зарабатывают больше, просто вместо этих самых курсов читают оф документацию софта в котором работают и профильную литературу, что даёт больший буст в единицу времени. Соответственно, уровень квалификации такого специалиста выше и зп больше.